Проблемы с памятью
Содержание:
- Симптомы, которые могут указывать на слабоумие
- Что делать при рассеяности?
- Современные методы восстановления памяти и внимания
- Признаки проблем с памятью
- Лечение
- Проблемы с памятью взрослого человека, не связанные с расстройствами психики
- Причины ухудшения
- Причины проблемы внимания и памяти
- Почему стала плохая память: причины
- Эффективная методика по улучшению памяти и внимания
- Лечение потери памяти
- Почему пропадает память у человека
- 3 «рецепта» от плохой памяти: что делать, если нужно что-то быстро запомнить?
Симптомы, которые могут указывать на слабоумие
При обнаружении одного или нескольких симптомов, перечисленных ниже, следует незамедлительно обратиться к врачу, чтобы как можно скорее принять необходимые меры для снижения симптомов развития столь страшного заболевания, как слабоумие.
- трудность выполнения простых заданий: оплата счетов, переодевание, мытье посуды;
- сложности в вспоминании или описании конкретных случаев, когда потеря памяти вызывала проблемы;
- дезориентация даже в знакомых местах;
- забывание слов или неправильное их использование и искажение;
- повторение одних и тех же фраз и предложений во время разговора.
Что делать при рассеяности?
Многие люди в современном ритме часто страдают от забывчивости. В вопросе, как бороться с забывчивостью, специалисты выделяют следующие действенные рекомендации:
Поскольку рассеяность, забывчивость является недостаточной концентрацией, то необходимо научиться сосредотачиваться на конкретном действии, при этом не отвлекаясь на второстепенные предметы.
Также во время работы следует делать небольшие паузы, которые помогут разобраться какая часть сделана, сколько еще нужно сделать.
Визуальные напоминания в виде стикеров, плана работы помогут не пропустить важные вещи.
Нельзя откладывать на потом мелкие дела. От них необходимо избавляться сразу же
Так как куча мелких дел обязательно помешает в выполнении важной работы.
Для лучшей концентрации следует держать порядок на столе. Излишняя захламленность отвлекает.
Следует завести блокнот для записи важных дел, при этом выполненную работу нужно вычеркивать.
Также для борьбы с рассеяностью можно использовать методику: «Найди 15 отличий». Для повышения концентрации внимания нужно заниматься посильными видами спорта, сократить время пребывания в виртуальности и больше уделить времени для общения с людьми. Когда же данные несложные рекомендации не приносят ожидаемого результата и состояние только ухудшается, то необходимо обратиться к врачу.
Упражнения для устранения нарушений
Для предотвращения нарушений памяти, при начале образовавшихся проблем хорошим средством являются несложные упражнения. Ниже приведены некоторые из них:
- Можно привычные действия совершать по – непривычному. Например, чистить зубы другой рукой или иной дорогой ходить в магазин.
- После просмотра фильма полезно восстанавливать ход действий.
- Большую пользу приносят разгадывания кроссвордов.
- Полезно считать в уме от 1 до 100 наоборот.
- Можно попробовать написать по 5 слов из предложенных слогов, например: «Ре», «Мо».
- Хорошо зарекомендовали себя заучивания стихотворений.
- Неплохо тренирует головной мозг рисование геометрических фигур сначала правой рукой, потом левой, а затем обоими.
- Составление новых слов из предложенного слова, например: Парикмахер – парик, рама.
- Можно почитать любую литературу перевернутую вверх ногами.
Для того, чтобы данные упражнения принесли пользу, необходимо проводить их ежедневно. Невропатологи утверждают, что если каждый день уделять на это по 20 минут, то можно существенно улучшить функционирование головного мозга.
Современные методы восстановления памяти и внимания
Традиционная медицина всегда готова предложить нам ряд действенных способов лечения. Так, чтобы точно диагностировать состояние мозга, клиники используют электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию, анализы крови, исследования внутричерепного давления, а также психометрические тесты для выявления типа нарушения памяти.
А теперь поговорим о натуральных и не менее действенных методах улучшения памяти. Это особенно актуально в случаях незначительного или только начавшегося расстройства.
Одной из ключевых причин снижения концентрации внимания и прочих расстройств мозговой деятельности является элементарная нехватка кислорода
Да, поэтому так важно чаще гулять на свежем воздухе, по 1,5-2 ч в день. Помните, практически все клетки нашего организма постоянно нуждаются в свободном дыхании, насыщении кислородом
А клетки головного мозга — прежде всего.
Еще одна из явных причин ухудшения памяти – перегрузка головы информацией. Мы живем в период мгновенных перемен и, буквально, в головокружительном ритме, требующем аналогичных реакций.
Старайтесь время от времени разгружаться от поступающей извне информации, а также фильтровать ее и запоминать только необходимое. То есть концентрироваться на чем-то одном. Так мозг станет работать качественно и память не пострадает.
Чтобы лучше понять, какой орган нуждается в особом внимании, сдайте общий лабораторный анализ крови, анализ крови на сахар и биохимический анализ мочи. В поликлинике стоит заодно проверить и состояние щитовидной железы, ведь, как мы уже знаем, ослабление ее работы чаще всего является источником ухудшения мозговой деятельности.
Если результаты анализов окажутся безопасными и серьезных заболеваний врач не выявит, но вы все равно чувствуете себя плохо, можно обратиться к неврологу. Кстати, такие случаи наблюдаются при маскированной депрессии.
Разумеется, при резком снижении концентрации внимания и действительно плохой памяти нужно, не затягивая, идти к своему лечащему врачу. Даже если вы избегаете медикаментозного лечения, поход в клинику нужен хотя бы для точного диагностирования болезни. Не пренебрегайте этим.
Бывает, напротив, человек слишком тревожится по поводу своего самочувствия и по поводу плохого запоминания в том числе. В этом случае целесообразно приостановиться, успокоиться эмоционально и хорошенько подумать, вызывает ли объект запоминания интерес. Ведь, в сущности, проблема «плохой» памяти может быть вызвана именно отсутствием интереса. Тогда стоит проверить память на чем-то более интересном.
Признаки проблем с памятью
Существует 2 вида памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная – откладывает информацию ненадолго, без понимания сути информации. Человек может запомнить мелодию, слова из песни или рекламы. В долговременной памяти информация анализируется и откладывается надолго. Это могут быть воспоминания из детства, знания, полученные на уроке в школе или институте. Проблемы с памятью имеют разный характер:
- Временный, или транзиторный. Человек может забыть названия предметов, имя собеседника, когда лицо кажется знакомым. Забытая информация полностью восстанавливается, спустя короткий промежуток времени;
- Постоянный, или перманентный, например, забыть о самостоятельно назначенной встрече. Потерянная информация не восстанавливается или вспоминается с большим трудом.
Самая распространенная проблема – «паталогическая» забывчивость или амнезия. В этом случае человек помнит о том, что он должен что-либо сделать, но не может вспомнить, что именно. Признаки амнезии:
- Тяжело формулировать свои мысли, подбирать правильные по смыслу слова;
- Человек часто не может отыскать нужную вещь, даже если сам её куда-то положил;
- Теряется ориентация в пространстве, даже в хорошо знакомых местах. Человек забывает, куда нужно идти, как называется улица, на которой он живет;
- Путаются дни недели, числа, месяцы;
- Человек не помнит, что он говорил, поэтому повторно рассказывает историю;
- Забывчивость в повседневных делах. Человек не может купить продукты без списка, не помнит, закрыл ли он дверь;
- Тяжело усвоить информацию, пользоваться инструкциями, разобраться в электронной технике.
К проблемам с памятью также относится снижение внимания. Признаки:
Невнимательность. Человек не может вникнуть в суть разговора, воспринимает информацию раздробленно. Прочитав несколько предложений в книге, не помнит, о чем шла речь;
Замедленное восприятие. Тяжело переключаться с одной темы на другую, работать с техникой и компьютерными программами. Резкая смена темы разговора приводит в ступор;
Плохая концентрация
Человек постоянно отвлекается во время важной работы, не может довести дело до конца.
Мужчина за компьютером
Лечение
Неврологические нарушения лечатся медикаментозно после полного обследования на диагностическом оборудовании.
Что касается ухудшения внимания и памяти на фоне усталости, то предлагаю поработать с упражнениями:
Попробуйте выполнить привычное задание с закрытыми глазами. Постарайтесь передвигаться по комнате в темноте
Не забывайте про осторожность, подстрахуйте себя палочкой или помощником.
Если вы правша, попробуйте писать, чистить зубы левой рукой. Если левша – правой.
Познакомьтесь с мнемотехникой
Мнемоника – наука о способах запоминания информации.
Возьмите абстрактное понятие, например «любовь». Придумайте как можно больше вариантов его визуализации с помощью слов или прикосновений.
Играйте в ассоциации. Запишите любое слово, подберите к нему ассоциативный ряд.
Составляйте списки, планы, таблицы. Но не злоупотребляйте ими. Опирайтесь на них, но старайтесь все вспомнить самостоятельно.
Кроме того, полезно играть в шахматы, шашки, заучивать стихи, прозу, разгадывать кроссворды, логические задачи. Купите сборник головоломок и развивайте память.
Положительный результат оказывает чтение статей, научно-популярной литературы. Начните изучать новую интересную вам тему или иностранный язык. Отдавайте предпочтение печатным изданиям. Старайтесь меньше смотреть телевизор или работать за компьютером.
Избавьтесь от привычки торопиться, хвататься сразу за несколько дел. Иначе вас постоянно будет преследовать ощущение тревоги, мысли о том, что вы что-то забыли. В итоге забывчивость станет реальной. Чем больше действий вы делаете «на автомате», тем выше риск ухудшения памяти, возникновения рассеянности. Приучайте себя к осознанности. Следите за тем, что делаете, проговаривайте действия. Вы знаете, где сейчас лежит расческа или ключи? Старайтесь сделать даже такие повседневные мелочи осознанными.
Проблемы с памятью взрослого человека, не связанные с расстройствами психики
Детская амнезия
К какому периоду вашей жизни относятся самые ранние воспоминания? Подавляющее большинство взрослых людей не в состоянии вспомнить ничего из того, что происходило в их жизни лет до трех или четырех. Этот феномен носит название «детская амнезия», «инфантильная амнезия» или «амнезия детства». Психологи до сих пор не могут найти ему единственно верное объяснение.
Однако существует немало теорий на эту тему. Согласно одной из них, мозг в этом возрасте еще недостаточно развился для того, чтобы хранить воспоминания. По мнению же Зигмунда Фрейда, мозг ребенка просто вытесняет в подсознание воспоминания вместе с сексуальностью, которая развивается в этот ранний период становления личности.
Наиболее популярная на сегодняшний день теория гласит, что в раннем возрасте мозг ребенка претерпевает структурные изменения. После рождения в мозге постоянно появляются новые клетки, которые также формируют связи с другими клетками. Исследования показали, что возраст, к которому данный процесс замедляется, совпадает с возрастом, когда большинство людей обретает свои первые воспоминания.
Интересный факт: оказывается, мозг морских свинок не подвержен тому, что мы называем детской амнезией. Ученые опытным путем убедились, что взрослые морские свинки не теряют даже самых ранних воспоминаний. Объясняют это тем, что мозг грызунов не претерпевает значительных структурных изменений в течение их жизни. Таким образом, эти маленькие создания способны на то, что недоступно людям – помнить события из своего самого раннего детства.
Причины ухудшения
Причин ухудшения памяти множество, однако все они подразделяются на возрастные изменения, те причины, которые связываются с поражением мозга, такие, которые возникают из-за различных болезней других органов, последствия интоксикационных процессов и те, что возникают, благодаря внешним негативным факторам.
К причинам, связанным с непосредственным поражением самого мозга как органа человека, причисляют черепно-мозговые травмы, острое нарушение кровообращения или инсульт, различные онкологические проблемы в данном органе. К внешним факторам, неблагоприятно сказывающимся на состоянии памяти, относятся недостаточный сон, различные стрессы, перемены в жизненных условиях, усиление мозговой нагрузки. Под хроническими интоксикационными процессами, вызывающими забывчивость, следует понимать состояния, которые провоцируются в человеческом организме алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, злоупотреблением транквилизаторами и прочими фармакологическими препаратами.
Человеческая память напрямую зависима от различных модальностей. Модальность может быть зрительной, слуховой, двигательной. Модальности также могут сочетаться в разных пропорциях между собой. Это определяет то, каким образом конкретному человеку проще запоминать информацию. Кто-то предпочитает учить что-либо, произнося информацию вслух, кому-то проще запоминать прочитанное, кто-то обязательно должен увидеть страницу с текстом или графикой, в которой заключен материал. Различные отделы человеческого мозга ответственны за разные функции, связанные с запоминанием. Отделы в области висков отвечают за слуховое восприятие речи или звуков, затылочно-теменная зона – за пространственное и зрительное восприятие. В левом полушарии зрительное восприятие акцентируется на буквенном и предметном, а в правом – на оптико-пространственном, цветовом и лицевом. Нижнетеменная зона ответственна за функциональность рук и речевого аппарата, что приводит при ее поражении к астереогнозии, то есть невозможности определения предмета наощупь. Таким образом, можно сделать вывод о том, что нарушается именно тот вид памяти, который свойственен определенной пострадавшей зоне человеческого мозга.
Современные исследования обладают множеством доказательных фактов в отношении теории о том, что гормональный фон во многом воздействует на мыслительный процесс и запоминание. Положительно на данные процессы могут влиять такие гормоны, как тестостерон, вазопрессин, эстроген, пролактин. Гормоны способствуют преобразованию краткосрочной памяти в долгосрочную, однако не все. Например, окситоцин, наоборот, значительно ослабляет процесс запоминания информации, вызывая возникновение забывчивости у женщин при грудном вскармливании и после родов.
Причины проблемы внимания и памяти
Существует 2 вида памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная – откладывает информацию ненадолго, без понимания сути информации. Человек может запомнить мелодию, слова из песни или рекламы. В долговременной памяти информация анализируется и откладывается надолго. Это могут быть воспоминания из детства, знания, полученные на уроке в школе или институте. Проблемы с памятью имеют разный характер:
- Временный, или транзиторный. Человек может забыть названия предметов, имя собеседника, когда лицо кажется знакомым. Забытая информация полностью восстанавливается, спустя короткий промежуток времени;
- Постоянный, или перманентный, например, забыть о самостоятельно назначенной встрече. Потерянная информация не восстанавливается или вспоминается с большим трудом.
Самая распространенная проблема – «паталогическая» забывчивость или амнезия. В этом случае человек помнит о том, что он должен что-либо сделать, но не может вспомнить, что именно. Признаки амнезии:
- Тяжело формулировать свои мысли, подбирать правильные по смыслу слова;
- Человек часто не может отыскать нужную вещь, даже если сам её куда-то положил;
- Теряется ориентация в пространстве, даже в хорошо знакомых местах. Человек забывает, куда нужно идти, как называется улица, на которой он живет;
- Путаются дни недели, числа, месяцы;
- Человек не помнит, что он говорил, поэтому повторно рассказывает историю;
- Забывчивость в повседневных делах. Человек не может купить продукты без списка, не помнит, закрыл ли он дверь;
- Тяжело усвоить информацию, пользоваться инструкциями, разобраться в электронной технике.
К проблемам с памятью также относится снижение внимания. Признаки:
Невнимательность. Человек не может вникнуть в суть разговора, воспринимает информацию раздробленно. Прочитав несколько предложений в книге, не помнит, о чем шла речь; Замедленное восприятие. Тяжело переключаться с одной темы на другую, работать с техникой и компьютерными программами. Резкая смена темы разговора приводит в ступор; Плохая концентрация
Человек постоянно отвлекается во время важной работы, не может довести дело до конца
Мужчина за компьютером
У взрослых
В осознанном возрасте провалы в памяти возникают в результате проблем со здоровьем или из-за возрастных изменений. Основные причины резкого ухудшения памяти:
- Стрессовые ситуации, частые переживания и перегрузы на работе;
- Последствия черепно-мозговых травм, сотрясений;
- Дисбаланс вегетативной нервной системы. Нарушения работы дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;
- Гормональные сбои;
- Опухоли мозга, в том числе доброкачественные;
- Перенесенные инсульты и инфаркты;
- Нарушение кровообращения головного мозга. Зачастую возникает в результате атеросклеротического заболевания сосудов, когда мозг не получает необходимое количество кислорода;
- Психические расстройства (депрессия, шизофрения);
- Развитие болезни Альцгеймера;
- Сахарный диабет.
Обратите внимание! Память может частично пропадать в результате физической и психологической усталости организма. Проблема носит временный характер и проходит после отдыха
У молодых
Причины возникновения проблемы с памятью у молодых людей могут возникать из-за малоподвижного образа жизни и сидячей работы. Забывчивость возникает из-за перегрузки мозга информацией, явление часто встречается среди студентов. Когда парень или девушка старается выучить много за один раз, мозг отказывается что-либо запоминать и воспроизводить. Частые болезни, черепно-мозговые травмы и стрессы одинаково негативно влияют на память 40-летнего мужчины и 20-летнего парня.
У детей
Если ухудшилась детская память, причинами тому могут быть ослабление иммунитета, анемия, частые простудные заболевания. Головной мозг ребенка, который часто и тяжело болеет ОРВИ и ОРЗ, недостаточно подпитывается, все силы организма направлены на выздоровление.
Стрессовые ситуации в семье или на учебе, черепно-мозговые травмы влияют на способность запоминать
Проблемы встречаются у гиперактивных детей, которые не умеют концентрировать внимание и усваивать информацию. Особенно это касается детей в возрасте до 13 лет
Проблемы с памятью возникают у малышей с врожденными проблемами головного мозга.
Девочка думает за столом
Почему стала плохая память: причины
Большинство проблем с памятью связано с образом жизни человека:
Частые стрессовые ситуации, тревожность и депрессивное настроение. Мысли человека ограничиваются лишь восприятием тревожной ситуации. Соответственно, память не может развиваться дальше тех рамок, в которые она загнана. Более того, человек, заметив однажды, что память стала очень плохая, начинает нервничать еще сильнее, тем самым усугубляя свое положение.
Пагубные привычки, прием антидепрессантов. Алкоголь, курение и средства от депрессии замедляют мыслительные процессы, и человек воспринимает лишь малую долю окружающей его информации. Парализуется визуальная и вербальная память.
Дефицит витаминов группы В, фолиевой кислоты, йода. Полноценное и здоровое питание восполняет запасы веществ, необходимых для нормальной работы головного мозга.
Информационная перегрузка. Большое количество всевозможной информации приводит к тому, что мозг перегружается и переключается на поверхностное восприятие
Важно уметь концентрироваться на одном конкретном источнике информации.
Недостаток сна и хроническая усталость. Здоровый сон, физическая и умственная нагрузка в меру — формула, позволяющая памяти на метаболическом уровне работать без перебоев.
Суетливость и спешка
Когда мы делаем несколько дел одновременно, мозг автоматически отключает визуальное и эмоциональное восприятие. Память переходит в режим «спячки», а нам в подарок достается рассеянность и невнимательность.
На то, почему память становится хуже, могут повлиять и другие факторы:
- Сердечная и дыхательная недостаточность.
- Повышенный сахар в крови.
- Нарушения в работе щитовидной железы.
- Воспалительный процесс в печени.
Эффективная методика по улучшению памяти и внимания
Среди эффективных практик для естественного восстановления мозговой деятельности различают корректное повторение информации, ассоциации и развитие различных впечатлений от нее, грамотное извлечение информации из памяти. Все методы условно можно разложить по уровням – от простейших до сложных. Главное, что тренировать собственную память реально, это под силу каждому из нас.
От себя рекомендую попробовать курс по улучшению памяти от Станислава Матвеева. Он вам здорово поможет, если вы ежедневно имеете дело с числами, списками, текстами, правилами и т.п.
Также для при ухудшении памяти рекомендуется пропить курс витаминов. При отсутствии противопоказаний, препараты с концентрацией йода и эти натуральные витаминно-минеральные комплексы действительно помогут предотвратить развитие той или другой болезни нервной системы.
Если статья оказалась для вас полезной, поделитесь ею с друзьями в соц. сетях. А также подписывайтесь на новости блога.
С вами был Денис Стаценко. Увидимся
У детей и подростков
К нарушениям памяти в детском и юношеском возрасте приводят следующие факторы:
- Гиповитаминоз.
- Анемия.
- Астенический синдром. Частая заболеваемость вирусными инфекциями.
- Травмы центральной нервной системы.
- Стрессовые ситуации (в том числе неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблема в коллективе, который посещает ребенок или подросток). Частным случаем стресса является адаптация к началу учебы в школе у детей 6-7 лет, переходу из младшего в среднее звено в 10-11 лет.
- Нарушение зрения.
- Опухолевые процессы, поражающие головной мозг.
- Расстройства психики.
- Интоксикация, в том числе в результате употребления алкоголя или наркотических средств.
- Врожденная патология, характеризующаяся умственной отсталостью (например, синдром Дауна).
- Применение некоторых лекарственных средств, влияющих на метаболические процессы.
Память детей и подростков имеет свои черты, которые иногда могут быть приняты за нарушения:
- ребенок быстрее забывает стрессовые ситуации;
- амнезия у детей проявляется выпадением из памяти отдельных эпизодов, имевших место в период помрачения сознания, связанного с неприятными событиями (интоксикацией, коматозным состоянием, тяжелой травмой);
- при алкоголизации полимпсест отмечается еще до формирования зависимости, на первых этапах;
- ретроградная амнезия обычно затрагивает минимальный промежуток времени до стрессирующей ситуации и имеет меньшую выраженность, чем у взрослых; в ряде случаев у детей она может остаться незамеченной.
Для нарушений памяти в раннем и подростковом возрасте характерен тип дисмнезии. Выраженные расстройства подобного вида способны негативно сказываться на школьной успеваемости и адаптации в коллективе.
У малышей, посещающих детский сад, эти расстройства проявляются в трудностях запоминания стихов и песен, в результате чего они реже участвуют в праздниках и утренниках. В случае выраженного нарушения ребенок, несмотря на ежедневное посещение учреждения, не может отыскать свой шкафчик, с трудом находит свои вещи среди других, забывает имена окружающих, не может рассказать о событиях прошедшего дня.
Лечение потери памяти
Механизмы памяти довольно сложны, поэтому закономерным становится вопрос: «как лечить потерю памяти». Ведь нередко восстановление памяти является проблематичным вопросом. Поэтому лечение должно включать, в первый черед, воздействие на причинный фактор, нейропсихологическую реабилитацию, назначение нейропротекторов, препаратов, активизирующих в головном мозге холинергические процессы, витаминов В группы и антиоксидантов.
Кроме этого в лечении амнезии практикуются методы гипносуггестивной терапии. В процессе сеанса гипнотерапии пациент при помощи терапевта восстанавливает в памяти утерянные события и забытые факты.
Как лечить потерю памяти, в первый черед, зависит от вида амнезии, ее степени выраженности, распространенности, событиям, исключенным из памяти и причинных факторов. С этой целью разработано множество психотерапевтических методик. В некоторых случаях, особо эффективной считается цветотерапия, в других – творческая арт-терапия. При диссоциативной амнезии успешно применяются методы когнитивной психотерапии, при ретроградной – гипнотехники.
Потеря памяти у пожилых людей, как лечить? Ухудшение памяти считается возрастной нормой, которая неуклонно прогрессирует. Возрастное понижение способности запоминать и воссоздавать события, связано с отложением в капиллярах мозга холестерина и дегенеративными процессами в мозговой ткани. Отсюда основная задача любого лечения сводится к предотвращению дальнейшего ухудшения памяти. В случае старческой амнезии не говорится о полном выздоровлении. Замедление процессов снижения памяти уже является успехом. Поэтому, в первый черед, назначаются медикаментозное лечение:
— сосудистые препараты (такие как: Пентоксифиллин);
— ноотропы и нейропротекторы (такие как: Пирацетам, Церебролизин);
— препараты, непосредственно воздействующие на функцию запоминания (например, Глицин).
Кроме этого, эффективными считаются следующие методы: разгадывание кроссвордов и решение головоломок, чтение книг, заучивание на память стихотворений, счет в обратном порядке от ста до одного и т.п.
Амнезию у пожилых людей, как лечить определяет исключительно специалист и после проведения тщательного диагностического обследования, включающего инструментальные исследования и тестирование, способное оценить функцию памяти и определить вид амнезии.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Почему пропадает память у человека
Чаще всего встречаются возрастные нарушения памяти, обусловленные старением организма. С возрастом многим людям становится тяжелее запоминать новую информацию, снижается способность к обучению и освоению новых навыков.
Возрастные проблемы с памятью приводят к замедлению мыслительной активности и появлению забывчивости. Человеку требуется больше времени, чтобы вспомнить необходимую информацию.
Проблемы с памятью — как называется болезнь
Частыми причинами появления проблем с памятью в пожилом возрасте являются:
- умеренные когнитивные нарушения;
- старческая деменция;
- болезнь Альцгеймера;
Проблемы с памятью, связанные с умеренными когнитивными нарушениями, сопровождаются нарушением кратковременной памяти.
При этом рабочая память не страдает. Пациенты могут выполнять простые вычисления, запоминать и воспроизводить короткие списки предметов.
Следует отметить, что умеренные когнитивные расстройства относят к начальным проявлениям поражения коры головного мозга (чаще всего на фоне хронического нарушения мозгового кровообращения). При отсутствии своевременного лечения умеренные когнитивные нарушения трансформируются в деменцию.
При деменции
Если у человека диагностирована деменция, то кроме проблемы с памятью наблюдаются выраженные когнитивные нарушения и расстройства поведения. Также страдают умственные способности.
Кроме постоянной забывчивости, пациенты испытывают значительные трудности при назывании знакомых предметов, организации и планировании своей повседневной деятельности. Нарушается и исполнительная деятельность (человек не способен самостоятельно оплатить свои счета, приготовить пищу).
На поздних стадиях деменции человек может забывать родных и близких, не понимать где он находится, забывать свой адрес и имя.
При болезни Альцгеймера
Проблемы с памятью при болезни Альцгеймера прогрессируют постепенно. Вначале заболевания пациент сам может осознавать и замечать свои проблемы. По мере прогрессирования болезни человек теряет способности самокритично оценивать свое состояние.
Эта забывчивость по мере прогрессирования болезни часто приводит к тому, что пациенты забывают выключать газ, утюг, воду, закрывать двери.
Также при болезни Альцгеймера теряется способность осваивать новые навыки (пациент не может научиться пользоваться новым телефоном, открывать новый дверной замок).
По мере прогрессирования болезни Альцгеймера проблемы с памятью становятся более выраженными. Пациенты забывают свое имя, адрес, имена и лица близких, события, которые происходили с ними ранее.
Также появляется равнодушие к окружающим, неряшливость, отсутствие ухода за собой, теряется интерес к собственной внешности (пациенты могут ходить с длительно немытыми волосами (неделями), в грязной одежде. Постепенно полностью теряется способность к самообслуживанию.
При болезни Паркинсона
Если у человека диагностирована болезнь Паркинсона, на первый план выходят двигательные расстройства. Нарушается координация движений, появляется шаткость походки, повышается тонус мышц. Характерным симптомом является дрожание пальцев, напоминающее «пересчет монет» или «перекатывание бусин».
Поскольку для болезни Паркинсона не характерны интеллектуальные нарушения и грубые проблемы с памятью, при наличии у пациента этих симптомов следует заподозрить наличие деменции (старческой, альцгеймеровской).
При рассеянном склерозе
Проблемы с памятью при рассеянном склерозе сочетается с:
- снижением интеллекта;
- изменением поведения;
- депрессивными состояниями;
- тремором и парезам конечностей;
- нарушением поверхностной и глубокой чувствительности;
- появления симптомов слабоумия;
- параличами черепных нервов (чаще всего поражаются глазодвигательный, тройничный, лицевой и подъязычный нерв);
- нистагмом (ритмичные горизонтальные колебания глазного яблока);
- недержанием мочи;
- эректильными дисфункциями.
3 «рецепта» от плохой памяти: что делать, если нужно что-то быстро запомнить?
1) Ничего эффективнее ассоциаций, чтобы запомнить какой-то материал, человечество еще не придумало.
Например, вам кровь из носу нужно запомнить английское слово «wish» (желаю): вот представьте, как сильно вы желаете сочную, ароматную вишню прямо с дерева, как тянуться руки ее сорвать.
Кстати, психологи рекомендуют делать приятные и максимально яркие ассоциации – так они лучше помогают бороться с никудышней памятью.
2) «Разделяй и властвуй» – это не только девиз интриганов всех времен и народов, но и способ борьбы с неважной памятью. Вы, наверное, и сами замечали, что телефонный номер легче запомнить, разделив на части
Вы, наверное, и сами замечали, что телефонный номер легче запомнить, разделив на части.
3) Метод акцентов базируется на том, что элементы, которые нужно запомнить, вы мысленно расставляете по изученному «маршруту».
К примеру, для того, чтобы зафиксировать в памяти список продуктов, которые вам надо купить в супермаркете, вы «отправляете» хлеб – в правый карман, пакет молока – себе на голову, а любимые пироженки зажимаете между колен.
Так же покупки можно «разбросать» по квартире или «развести» по любимым странам. Гарантируем: вы не только вдоволь повеселитесь, представив всю эту «милоту», но и купите все, что необходимо.