Какая цепь для бензопилы лучше и как ее выбрать?

Конструкция традиционных велоцепей

Две внутренние пластины в традиционной вело цепи между собой соединены стаканом (втулкой) — он подобен полой оси. Если разобрать звено такой цепи, то снаружи внутренних пластин можно увидеть развальцованный край стакана.

Наружные пластины в собранном состоянии закрывают стакан — его внешняя часть также не видна, ее закрывает ролик. Заклепки, которые соединяют пластины цепи проходят внутри стаканов, ролики находятся снаружи. При этом внутренняя и внешняя стороны стакана подвергаются износу.

Цепи без стаканов

В таких вело цепях внутренние пластины не плоские. Вместо обыкновенного отверстия для запресовывания стакана на каждом отверстии внутренней пластины имеется кольцевой выступ в половину внутренней ширины цепи. Край этого выступа имеет фаску, благодаря которой цепь перемещаться более гладко при перекосе, чем традиционная велоцепь. Возможно из-за этого переключение также происходит легче. Из-за того, что «стакан» в цепи без стакана состоит из двух половинок, не соединенных непосредственно между собой, то такая цепь в поперечном направлении изгибается лучше — между половинками «стакана» имеется небольшой зазор.

Места смазки

Я считаю, что основной причиной увеличенного ресурса цепей без стаканов является лучшая смазка цепи в ее уязвимых местах.

Есть три точки, где должна находится смазка. Первая и самая важная точка — это место, где заклепки трутся о внутренние пластины, в то время, когда звенья цепи поворачиваются относительно друг друга. Вторая — это внутренняя поверхность ролика, смазка в этом месте обеспечивает свободное вращение ролика при попадании его на зубья и во время схода с них.

Когда ролик не вращается, то он скользит по зубьям и вызывает увеличенный износ звезд. Третья точка — это место соприкосновения внешних и внутренних пластин, хотя место их контакта намного меньше нагружено, чем другие места.

В традиционных вело цепях, чтобы масло попало на заклепку, ему необходимо пройти внутрь стакана между пластинами — внутренней и внешней. Если использовать спрей, то масло внутрь звена проникает с двух сторон одновременно. Воздух, оставшийся внутри стакана может закупорить вход для дальнейшей смазки. К тому же в открытое пространство между внутренней и наружной пластинами попадает дорожная пыль и сильно загрязняет цепь. Поэтому, если все же масло попадает внутрь стакана, то уже загрязненным.

В цепи без стаканов смазка попадает по другому. Когда масло попадает на ролик, то просачивается внутрь с двух сторон и вытесняет воздух через зазор между двумя половинами стакана. Капнув масло на такой цепи только на ролик, оно попадает и на внутреннюю поверхность ролика и на заклепку, а по ней к зазоры между пластинами. Так как боковые пластины смазываться изнутри, то поток смазки вымывает грязь наружу. Ролики цепи очищаются сами, при при контакте с зубьями звезд.

Шелдон Браун

Еще почитать на эту тему:

Заедание звеньев цепи велосипеда. Бывает, что вы при езде на велосипеде регулярно чувствуете, что педали проскакивают или делают рывки через каждые три или четыре оборота. Это говорит о том, что…

Проскакивание цепи велосипеда. Проскакивание цепи вызывает одно из двух не связанных между собой явлений – непосредственно проскакивание и самопроизвольное переключение передач. Главное, чтобы решить проблему, необходимо определить, что именно происходит из двух случаев…

Износ цепи велосипеда. Берём участок цепи с количеством звеньев в нём – 20. Умножив количество звеньев на длинну стандартного звена 12,7 мм, получим размер участка новой цепи из 20-ти звеньев, равным 254 мм. Берём линейку и меряем…

Блочная цепь велосипеда. В конце 70-х годов блочные цепи окончательно исчезли из продажи. Их заменили современные цепи шагом 1/2 дюйма и шириной 3/32 дюйма, которые использовались с переключателями скоростей. Но, трековые велосипедисты все равно предпочитали использовать более широкие цепи…

Как правильно выбрать цепь для бензопилы

При покупке большинства современных агрегатов цепь уже идёт в комплекте

Иногда производитель из соображений заботы или исключительно с целью привлечения внимания к продукции вкладывает в коробку сразу два полотна. В этом случае пользователь при малых объёмах работы может нескоро столкнуться с необходимостью покупки нового расходного материала. Но рано или поздно это всё равно случится. Проще всего снять старую цепь, отнести её в магазин и попросить такую же. Но этот путь ненадёжен. Продавец может предложить совсем не те параметры при формальном совпадении шага и количества зубьев (по ошибке или намеренно — другой вопрос). В конце концов, бывает, что пила достаётся без гарнитуры, и выбирать новую цепь придётся самостоятельно. А для этого необходимо знать все характеристики данного элемента бензопилы. Они позволят подобрать его под тот круг задач, для которого используется бензопила.

Классификация

Основная классификация цепных передач проводится по признаку использованной цепи. Выделяют:

  • Роликовые. Контакт звена и шестерни осуществляется посредством ролика, одновременно скрепляющего звенья.
  • Втулочные. Контакт идет посредством втулки, вращающейся вокруг ролика. Такое решение повышает ресурс цепного привода, но одновременно растут его вес и себестоимость.
  • Зубчатые. Набираются из шарнирно сочлененных пластин, на внутренней стороне которых имеются профилированные впадины под зубья.

Кроме того, по числу насаженных на вал зубчатых колес и, соответственно, числу параллельных рядов в одном звене, различают такие виды, как:

  • однорядные;
  • двухрядные;
  • многорядные.

Увеличение числа шестерен используется для повышения мощности либо для уменьшения габаритов изделия.

Параметры пильной цепи

Цепи для бензопил принято разделять по следующим параметрам:

  1. Шаг или расстояние между соседними тремя заклепками.
  2. Ширина посадочного звена.
  3. Количество звеньев.
  4. Вид режущих зубьев.

Параметры гарнитуры сочетают в себе различные комбинации, от чего зависят конечные результаты, качество и скорость реза.

Например, гарнитура может иметь такие параметры: шаг 3/8, длину 52 звена, ширину паза 1,3 мм, вид режущего зуба чиппер. Опытный специалист, оценив данные, скажет, что она предназначена для продольного реза и имеет средние показатели производительности и отдачи. Цепи такого типа могут устанавливаться на бензопилы бытового назначения, т.к. они более универсальные.

Давайте разберемся, почему он делает такие выводы.

И последнее, что дает основание отнести гарнитуру к среднему классу производительности, это ширина посадочного паза. В основном встречается три варианта ширины, это: 1,1 мм, 1,3 и 1,5.

Ширина паза прямо пропорциональна ширине пропила и зависит от размеров зуба. Чем ширина паза больше, тем шире рез и наоборот. Цепи с минимальным показателем ширины отличаются низкой отдачей и скоростью реза. В основном, такие устанавливаются на бензиновых высоторезах и цепных пилах малой мощности.

Гарнитура с посадочным 1,3 мм может устанавливаться как на бытовых, так и на полупрофессиональных и профессиональных бензопилах, шаг цепи при этом может быть разный.

Ширина 1,5 мм ранее применялась только на цепях для профессионального использования. В последнее время, в связи с тем, что рынок заполонили мощные и доступные бензопилы китайского производства, такие цепи стали использоваться и на них.

Ширина 1,6 мм и 2 мм. применяется исключительно на профессиональных и промышленных пилах.

Система смазки пильных цепей

От качества смазки цепи и шины мотопилы напрямую зависит надежность и эффективность последней. С целью обеспечения нормальной работы инструмента производители снабжают его масляным насосом, который подает масло на режущую систему через специальные отверстия. За равномерное распределение масла отвечает сама цепь – ее хвостовики, проходя через звездочку, захватывают смазку, которая в результате движения гарнитуры растекается по ней и шине пилы. Нередко для повышения эффективности смазывания в ведущих звеньях с помощью фрезы или сверла выполняются специальные каналы, а в соединительных – дополнительные углубления.

Система смазки мотопилы работает на снижение разрушающего эффекта трения и, конечно же, нагрева.  Это значительно увеличивает срок службы как цепной гарнитуры, так и инструмента в целом. Поэтому пользователь должен контролировать процесс смазывания. Если при разгоне цепи на линии распила отсутствует масляный след, это означает, что пила перегревается, а сама цепь может достаточно быстро затупиться, а то и вовсе лопнуть.

С целью повышения смазывающего эффекта мировые производители выпускают масла для пил на органической основе. Стоят они несколько дороже, однако обеспечивают в четверть меньший расход, а  при выделении в окружающую среду саморазлагаются в течение нескольких часов.

Цепи бывают нескольких типов

1. Цепь для односкоростных велосипедов (Single-speed)

Как видно из названия стоит на односкоростных городских велосипедах без переключения передач, на детских и подростковых велосипедах, а так же у велосипедов с планетарной втулкой. У этих велосипедов на заднем колесе одна звездочка, а переключение скоростей происходит внутри задней втулки.

Single-speed цепь при грамотной эксплуатации практически не изнашивается до полной «смерти» и «живет» столько же, сколько и сам велосипед. Это обусловлено тем, что цепь на односкоростном велосипеде представляет собой прямую линию от передней к задней звезде и не испытывает нагрузок на поперечный изгиб как в случае с многоскоростными велосипедами.

Их изготавливают из более толстых и соответственно прочных и жестких пластин, подвергают термической и химической обработке для увеличения износоустойчивости.

Обратите внимание, что зубцы односкоростных звезд захватывают звено цепи на всю высоту ролика и более крепко ее держат. Нагрузка на ролик равномерная и постоянная. Это одна из причин, почему они практически не растягивается, в отличие от многоскоростной велоцепи

Это одна из причин, почему они практически не растягивается, в отличие от многоскоростной велоцепи.

Ширина Single-speed (сингл-спид) цепи, измеряемое как расстояние между пластинами внутреннего звена, от 8.7 до 11.0 мм.

Кстати, эффективность педалирования на прямой цепи выше, чем на перекошенной многоскоростной — нет потерь энергии на преодоление трения, возникающее при её изгибе.

2. Цепь для многоскоростных велосипедов

Многоскоростная велоцепь предназначена для велосипедов с переключением скоростей. Отличается от односкоростной наличием зазора между пластинами звена. Он позволяет цепи изгибаться вбок (см. на рисунке выше). Еще они обычно меньше по ширине, так как толщина звезд кассеты велосипедов с переключением скоростей меньше чем на односкоростных моделях.

Обратите внимание, что зубцы звезд кассеты и передних звезд на многоскоростных велосипедах захватывают звено цепи не на всю высоту ролика, а приблизительно на половину. Их зубцы ниже, так как цепь при переключении передач перескакивает с одной звезды на другую. Из-за этого нагрузка на ролики цепи не такая равномерная, как на односкоростных моделях

Из-за этого нагрузка на ролики цепи не такая равномерная, как на односкоростных моделях.

В статье «Что такое передачи (скорости) у велосипеда и как их переключать» уже упоминалось о рекомендуемых и не рекомендуемых вариантах включения передач. Они обусловлены сильным перекосом цепи, что ведет к быстрому износу не только её самой, но и задних (на кассете) и передних (в системе) звезд. Приведем эти варианты еще раз:

Цепь многоскоростного велосипеда практически всегда имеет перекос, что снижает эффективность педалирования и приводит к износу элементов трансмиссии: цепи, передних и задних звезд.

Так же как и предыдущий тип состоят из внутренних и внешних звеньев.

3. Облегченные велосипедные цепи.

У них пустотелые пины и с перфорация в пластинах.

Они часто легче своих стандартных собратьев на 20-25 процентов, однако и дороже при меньшей прочности. Используются велосипедистами, которые борются за каждый грамм лишнего веса. В основном это гонщики.

В силу конструктивных особенностей такие велоцепи больше растягиваются и в целом не такие крепкие, как рассмотренные выше виды.

4. Велосипедные цепи Халфлинк (Half-link)

Цепи с одним повторяющимся звеном называются Халфлинк цепи (по английски Half-link, где half — половина, link — звено).

Здесь особенность в том, что у них нет внутренних и внешних звеньев, а все звенья одинаковые. При этом длина звена составляет 1/2″ (12,7 мм.). Их легче подгонять под нужную длину, т.к. можно укорачивать по одному звену. Однако опыт эксплуатации показывает, что из-за особенностей конструкции, они чаще рвутся и сильнее растягиваются.

Угловые параметры пильных цепей

Спадающая под углом назад спинка режущего зуба образует задний угол верхнего лезвия (рис. 4.19), который обеспечивает врезание лезвия в древесину.

Сужающаяся назад лопатка зуба образует задний угол для торцового лезвия (рис. 4.20), обеспечивающий срезание стружки со стенки пропила.

Край торцового лезвия к поверхности скольжения режущего зуба образует передний угол (рис. 4.21).

Для разных пильных цепей рекомендуемая величина переднего угла различна и колеблется от 60° до 80° с градацией через 5. Задний угол верхнего лезвия представлен на рис. 4.22, он характеризует наклон верхнего лезвия назад и измеряется по отношению к поверхности скольжения режущего зуба. Для разных пильных цепей он составляет от 50° до 60°.

Угол заточки (заострения) верхней кромки определяется измерением от верхней режущей кромки к перпендикуляру относительно пильной шины (рис. 4.23).

Величина этого угла у разных пильных цепей варьируется в пределах от 10° до 35°. При выборе угла заточки следует учитывать, что чем он больше, в указанном диапазоне, тем лучше реализуется подводимая к цепи мощность в мягкой древесине.

Уменьшать этот угол следует при работе с твердой (замерзшей) древесиной. Выбор неоптимального угла ведет к увеличению вибрации и снижению долговечности цепи. При поперечной распиловке угол заточки должен находиться в пределах 25—35°. Меньшая величина угла — для цепей для продольной распиловки.Передний угол, угол заточки и угол верхнего лезвия можно изменять путем заточки зубьев цепи, так же как и высоту ограничителя подачи (рис. 4.24).

Ограничитель подачи (глубины) находится на каждом режущем зубе, перед лопаткой. Превышение верхнего лезвия над ограничителем подачи задает толщину снимаемой стружки, иначе говоря, в терминах теории резания древесины — подачу на
зуб.

В свою очередь, подача на зуб влияет на величину удельной работы резания и в конечном итоге на потребную на пиление
мощность.

С каждой заточкой высота верхнего лезвия снижается из-за наличия заднего угла верхнего лезвия (см. рис. 4.19), поэтому высоту ограничителя подачи надо периодически уменьшать. Как уже отмечалось, на зубьях пильных цепей STIHL нанесены сервисные маркировки, помогающие определить правильные углы заточки и степень износа зубьев (рис. 4.25).

При достижении маркировок 1 и/или 4 цепь выбраковывается как полностью выработавшая свой ресурс. Следует иметь в виду, что при правильной эксплуатации цепи наблюдается пропорциональный износ и маркировки достигаются почти одновременно.

Способы заточки цепи бензопилы

Как говорилось выше, существует несколько различных способов это сделать. Самыми популярными являются:

  • заточка напильником,
  • болгаркой,
  • электрическим станком
  • и так называемым «ручным» станком.

Напильником

Напильник хорошо справится с заточкой цепи

Такой вид заточки является самым простым. В этот набор входит круглый и плоский напильник, особые державки, шаблон-калибр, крючок для удаления стружки и другие. И если инструменты заточки напильником могут несколько различаться, то тем не менее они имеют примерно одинаковую логику и тот же функционал.

Диаметр круглого напильника напрямую зависит от размера цепи:

Как затачивать?

Процесс заточки делится на несколько этапов:

Нужно убедиться, что у пилы включен цепной тормоз

После следует крепко зажать инструмент в тисках.
Зуб, с которого была начата заточка, следует чем-либо пометить, чтобы нечаянно не начать затачивать зубья ещё раз.
Перед заточкой обратить внимание на специальную пометку, которой производитель указал максимальный угол возможной заточки. Выполнять саму заточку следует в сторону указательных стрелок.
Помимо зубьев затачивается также ограничитель

Это может понадобиться со временем, поскольку ввиду заточек снижается высота зубьев. Как правило, ограничитель затачивается через две-три заточки зубьев. Если этого не сделать, то во время работы с инструментом могут возникнуть проблемы.

А вы пробовали самостоятельно точить цепь бензопилы?

Было дело!Не довелось

Советы от специалистов

  1. При отсутствии опыта лучше не начинать с дорогих цепей.
  2. Движения должны производиться только в одном направлении «от себя». Причём для каждого из зубьев должно производиться одинаковое количество движений с примерно равным прикладыванием усилий.
  3. Для заточки вертикальной плоскости напильник должен быть расположен строго под прямым углом, а для заточки горизонтальной – под углом 20-30 градусов.
  4. Если перед заточкой было обнаружено, что не все зубья имеют одинаковую высоту, то ориентиром становится самый низкий из них.

Плюсы:

Минусы:

Болгаркой

Один из способов заточить цепь пилы — это болгарка

Такой способ не очень одобряется профессионалами, поскольку высок риск повреждения как инструмента, так и того, кто непосредственно и будет натачивать пилу. При этом на первый взгляд этот метод нравится многим, но на практике всё гораздо сложнее, чем кажется.

Тем не менее, способ всё ещё актуален.

  1. Цепь должна оставаться на шине.
  2. На болгарку крепится диск (желательно не новый) толщиной в полтора-два миллиметра.
  3. Перед цепью и шиной должна стоять небольшая преграда.
  4. Угол при заточке такой же, как описано в первом способе.
  5. После процесса обязательно подтянуть цепь.

Профессионалы особенно не рекомендуют этот способ новичкам, поскольку высок риск нанести тяжёлые увечья и травмы.

Плюсы:

Минусы:

Электрическим станком

Электрические станки для заточки

Такие станки оснащены специальными функциями для заточки под под определённым углом. Благодаря станку появляется гарантия, что диск к цепи будет подведён с максимальной точностью и аккуратностью. Также существуют станки со специальными тисками для зажатия цепи. Этот способ максимально подходит для новичков, поскольку удобство и безопасность гарантированы. Стоимость такого станка напрямую зависит от его функциональности.

Станком с ручным приводом

На вид станок с ручным приводом напоминает лучковую пилу. Разве что на месте, где бы располагалось полотно такой пилы, находится напильник. Такой станок даёт возможность наточить и подогнать зубья бензопилы под нужный размер. В станок встроен механизм, благодаря которому можно выстроить нужный размер.

Во время процесса понадобиться всего два-три движения, после чего можно переходить к следующему зубу. Этим же станком можно наточить и ограничитель. Разница лишь в самом напильнике, а точнее – в его форме. Так как при наточке зубьев необходим круглый напильник, а при заточке ограничителя – плоский.

Плюсы:

Минусы:

Станки с ручным приводом

Советы от профессионалов

  1. Перед тем, как начать заточку каким-либо способом, нужно включить пилу примерно на минуту. Делается это для того, чтобы смазочное масло попало на каждую деталь.
  2. Обязательно время от времени затачивать цепь и никогда не откладывать это дело на потом.
  3. Наблюдать за натяжением цепи при работе. При обнаружении неполадок стоит тут же исправить их. Плохо натянутая цепь является травмоопасным предметом.

Выше описаны самые распространённые способы заточки бензопилы. Свой способ стоит выбирать исходя из умений, знаний правил безопасности и опыта работы с инструментом.

Критерии выбора

Качество бюджетных и фирменных цепей существенно отличается. Многие владельцы дешевых бытовых бензопил предпочитают эксплуатировать свою технику с более совершенными пильными гарнитурами ведущих брендов Штиль, Хускварна и Oregon. Неофициальный рейтинг зафиксировал рост потребительского спроса на аналогичную продукцию торговых марок Hammer и PowerSharp.

Стандартная длина шины бытовой пилы мощностью 2-2,5 л.с. составляет 40-45 см. Размер высокопроизводительных аналогов профессионального класса доходит до 70 см.

Более высокий ценовой уровень фирменных шин и цепей компенсируется высоким качеством сложных распиловочных работ, увеличенным ресурсом, стабильностью рабочих характеристик на протяжении всего времени назначенного производителем срока службы.

Глубина распиловки и высота профиля цепи

К следующей группе параметров, нужных, чтобы подобрать цепь, относится высота профиля. Она является одним из ключевых факторов, определяющих производительность инструмента. Чем глубже зуб погружается в материал, тем быстрее (при наличии достаточной мощности на валу) будет проведен распил. При малой высоте профиля производительность падает, но зато увеличивается точность реза и качество его поверхности, поскольку зуб меньше перекашивается.

Широко применяется два профильных типоразмера:

  • низкий в 0,63 мм (или 0, 025 дюйма);
  • высокий в 0,76 мм (0,03 дюйма).

Практически во всех бытовых моделях используются низкопрофильные цепи. В профессиональных можно подобрать и использовать как высокий, так и низкий профиль, в зависимости от вида работ. Знать высоту профиля необходимо при самостоятельной заточке инструмента, для того, чтобы не спилить лишнего по высоте.

Использование высокого профиля на бензопилах повысит производительность. Одновременно возрастет вибрация и шум, создаваемый бензопилой. Повышенное боковое давление повышает износ элементов шины.

Поэтому инженеры ведущих компаний-производителей бензопил, чтобы подобрать оптимальную комбинацию параметров, одновременно с увеличением высоты профиля снижают шаг. И наоборот, при увеличении шага приходится пользоваться более низким профилем. Таким образом, сохраняя баланс между этими показателями, можно подобрать  их сочетание, обеспечивающее приемлемый уровня вибрации.

На практике для каждого вида и состояния древесины можно подобрать цепь, обеспечивающую максимальную производительность:

  • высокий профиль и малый шаг;
  • низкий профиль и большой шаг.

От сочетания высокого профиля и большого шага все же не отказываются, его применяют там, где нужна высокая производительность и есть возможность применить сложные системы виброизоляции и активного гашения вибрации. Как правило, это большие механизированные лесозаготовительные комплексы, в которых оператор находится в виброизолированной кабине. Там он хорошо защищен от действия вибрации и шума. В таких агрегатах высота профиля может достигать 0,9 дюйма.

Толщина пропила цепной пилы определяется шириной цепи. При шине в 1,1 мм получается аккуратный тонкий пропил, гарнитура в 2,6 мм пилит быстро, при этом больше древесины уходит в опилки.

Как узнать какая гарнитура на бензопиле

Определить тип цепи, которая установлена на бензопиле, можно несколькими способами. Если пила новая, только купленная, то тип и размер цепи указываются в документах (руководстве пользователя, в разделе характеристики). Если пила уже успела поработать и не известно, менялась ли гарнитура за время эксплуатации, то определить тип цепи можно проведя следующие действия:

  1. Снять гарнитуру и посчитать количество звеньев.
  2. При помощи штангенциркуля померить ширину хвостовика.
  3. Визуально определить тип режущего зуба. Острые боковые грани — чизельный, плавные грани — чипперный.
  4. Линейкой или штангенциркулем померить шаг цепи.

Важно! Неправильно снятые размеры могут привести к тому, что новая цепь не установится в шину бензопилы или будет иметь шаг отличный от шага звездочек, поэтому при проведении замеров нужно быть более внимательным. Еще один вариант определить размеры, который не требует использования измерительного инструмента — это посмотреть маркировку. Ширина хвостовика указывается с наружной стороны зубца ограничителя

Значения ширины на зубце показано без единицы, т.е. если на зубце стоит цифра 3, то ширина хвостовика 1,3 мм, остальные размеры аналогично

Ширина хвостовика указывается с наружной стороны зубца ограничителя. Значения ширины на зубце показано без единицы, т.е. если на зубце стоит цифра 3, то ширина хвостовика 1,3 мм, остальные размеры аналогично

Еще один вариант определить размеры, который не требует использования измерительного инструмента — это посмотреть маркировку. Ширина хвостовика указывается с наружной стороны зубца ограничителя. Значения ширины на зубце показано без единицы, т.е. если на зубце стоит цифра 3, то ширина хвостовика 1,3 мм, остальные размеры аналогично.

Некоторые производители, например, Орегон, на хвостовик своей продукции наносят номер модели. Зная номер, можно без труда определить характеристики цепи, найдя информацию о модели в каталоге.

Материалы звездочек цепных передач

Изделия подвергаются большим ударным нагрузкам, поэтому для их изготовления применяют стальные сплавы:

  • со средним содержанием углерода и с легирующими добавками, закаляемые до твердости 45-55 ед.;
  • подвергаемые цементированию на глубину 1-1,5 мм и последующему закаливанию до 55-60 ед.

Для малошумных цепных приводов применяют такие материалы, как текстолит, полиамидные и полиформальдегидные пластмассы. Они амортизируют удары звеньев роликовой цепи, снижают шумы и вибрацию и продлевает срок службы цепей. Это происходит за счет снижения динамических нагрузок на звенья. Такие детали менее прочны, чем стальные, поэтому цепные приводы с ними ограничены по передаваемой мощности. Точный расчет передачи углового положения зубчатой цепью проводится при проектировании механизмов систем управления, в том числе для летательных аппаратов.

Для цепных приводов с низкой скоростью хода (не более 2 метров в секунду) и малыми динамическими нагрузками применяют также чугун. Термообработкой твердость изделий доводят до 350-430 единиц по HB. В тяжелых условиях эксплуатации, в сельхозмашинах и дорожных механизмах, используют упрочненные чугуны с пониженным коэффициентом трения.

Для снижения динамических нагрузок, уровней шума и вибрации в высокоскоростных цепных передачах применяют также специальные покрытия- как наплавка металлов, так и напыление тефлонового слоя.

Шаг цепи

Один из основных показателей, который непременно следует учитывать при покупке. Неправильно выбранный шаг приведёт к тому, что цепь просто не подойдёт — расстояние между хвостовиками ведущих звеньев не совпадёт с конфигурацией звёздочки, приводящей цепь в движение. Производителями цепей и бензопил принята единая системы обозначения.

Для того, чтобы понять что такое шаг, нужно обратить внимание на расстояние между двумя соседними хвостовиками на ведущих звеньев либо же между тремя заклёпками на цепи. Поделенное на два, это и будет искомое значение

  1. 1/4. Самый мелкий шаг, который устанавливается на маленькие пилы, часто называемые «мини» или одноручными. Они предназначены исключительно для садовых работы и редко применяются даже для спила ствола. Инструмент довольно специализированный, поэтому в России большого распространения не получил. Впрочем, хорошие магазины всегда держат парочку таких цепей на всякий случай, для ассортимента.
  2. 0,325 и 0,375 (3/8). Наиболее популярный шаг, используется в подавляющем большинстве среднеразмерных пил бытового и полупрофессионального уровня. Скорее всего, для вашего агрегата понадобится цепь именно с такими характеристиками.
  3. 0,404 и 3/4. Это значение характерно для мощного профессионального инструмента. Лесозаготовители работают с таким форматом, однако обычный пользователь вряд ли столкнётся с такими крупными и длинными звеньями при раскорчёвке участка на даче или заготовке дров на зиму. Правда, если он эксплуатирует порядком устаревшую, но всё ещё годную «Дружбу», то это то, что ему нужно. Ассортимент представлен в серьёзных магазинах, в более мелких может заваляться парочка «про запас».

Маленький шаг даёт чистый и узкий рез. Бывает хорош при работе на стройке, когда нужно ровнять или распускать доску или брус небольшого размера. Средний шаг универсален: с ним можно и сад в порядок привести, обрезать сушняк и лишние ветки. Не спасует он и перед деревьями небольшого диаметра. Если же цепь качественная, заточка агрессивная, а в пиле есть запас мощности, то можно смело использовать инструмент для серьёзных стволов, убирая толщину в несколько проходов. Большой шаг хорош на лесоповале, крупные длинные зубья перемалывают древесину в опилки и пыль, но далеко не каждый двигатель справится с такой нагрузкой. Повышенные требования в этом случае и к трансмиссии, и к ведущей звёздочке.

Подведем итог

Итак, как мы выяснили, цепи могут отличаться как по шагу, так и по толщине, количеству звеньев, углу заточки и форме зуба.

Выбирая новую бензопилу вы должны себе четко представлять, для каких работ она вам нужна и в зависимости от этого подобрать агрегат с подходящей для этого цепью.

Если же вам нужна цепь для уже имеющейся бензопилы, то необходимо узнать все вышеперечисленные параметры, чтобы купить цепь, которая вам подойдет.

Ну и цепь лучше покупать от известных производителей, таких, например, как Stihl или Oregon. Да, они стоят подороже, но и служат гораздо дольше, так как сделаны из высококачественной стали, поэтому меньше растягиваются, и вероятность того, что она порвется также гораздо ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector